В данном материале разберёмся, что такое комплаенс, говоря простыми словами, что в него входит, и зачем это нужно бизнесу.
Что такое комплаенс?
Слово «комплаенс» пришло к нам из английского языка. Compliance переводится как «соответствие».
Комплаенс – это комплекс мер, который направлен на пресечение нарушения закона сотрудниками компании и внедрение корпоративной бизнес-этики, основанной на соблюдении буквы закона.
Если говорить простыми словами, комплаенс – это соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам.
Зачем нужен комплаенс-контроль?
За последние годы множество компаний перевело свой бизнес в «белый» сегмент, что породило необходимость в перестройке бизнес-процессов и логики функционирования компании. В некоторых сферах бизнеса подарки, бонусы и иные вознаграждения лиц, принимающих решения, являются стандартной практикой. Но стоит понимать, что это нарушение закона, которое может повлечь за собой не самые благоприятные последствия. Поэтому многие компании заботятся о том, чтобы удержать деятельность своих сотрудников в рамках правового поля. И в данном случае комплаенс – это то, что нужно. За счёт него минимизируются риски для компаний от некорректных действий сотрудников и управляющих.
Основная задача комплаенс – строгое следование компании нормам, которые установлены законодательством и регулирующими органами. Также комплаенс может «приглядывать» за необязательными отраслевыми стандартами.
Зачастую крупные компании создают специальные комплаенс-отделы или комплаенс-службы, которые, как Вы уже догадались, отвечают за комплаенс в компании.
Основные области комплаенс для любого бизнеса:
- Противодействие коррупции.
- Защита данных.
- Трудовое право (охрана труда, куда могут обращаться сотрудники компании).
- Экспортный контроль качества.
- Честная конкуренция.
- Здоровье, безопасность окружающей среды.
- IT-безопасность.
- Безопасность продукции.
Говоря максимально простыми словами, в компаниях комплаенс отвечает за то, чтобы всё было правильно – с точки зрения закона, нормативов и стандартов, что позволяет минимизировать риски нарушения законодательства и репутационные риски.