Что такое субординация?

В данном материале разберёмся, что такое субординация, говоря простыми словами, и зачем она нужна в армии, на службе и на работе.

Что такое субординация?

Слово «субординация» происходит от латинского слова «subordinatio», которое переводится как «подчинение».


Субординация – это положение индивидуума в иерархической системе каких-либо отношений. Говоря простыми словами, субординация – это определённое место, которое человек занимает в структуре, и он должен чётко знать своё место, права, обязанности и возможности. Например, рядовой сотрудник не может пойти отчитывать старшего менеджера за его неэффективную работу – это будет нарушением субординации. А вот старший менеджер может отчитать младшего сотрудника, например, продавца-консультанта, за его работу.

Субординация – это полезный свод норм и правил, позволяющий обеспечить порядок и эффективность любой деятельности.

Субординация может быть обязательной, например, в армии или в силовых ведомствах, и необязательной, например, в частных и государственных компаниях. Но, как правило, субординация в больших и средних компаниях всё-таки устанавливается высшим руководством. В небольших компаниях субординация может официально отсутствовать, но она, скорее всего, будет просто негласной (все и так всё понимают).

В частных и государственных компаниях соблюдение субординации выглядит как проявление уважения к коллегам, подчинённым, руководителям. Это позволяет сохранить деловые отношения в коллективе, избежать недопонимания, ненужных разговоров.


Виды субординации

Субординация бывает:

  • Вертикальной. Это отношениях лиц, стоящих на разных ступенях иерархической лестницы. То есть, это отношения «начальник – подчиненный», где каждый знает свои роли и обязанности. Нарушением субординации в данном случае будет отказ подчинённого от выполнения приказа, оспаривание задачи руководителя или, скажем, попытка научить начальника его работе.
  • Горизонтальной. Это отношения между лицами одного иерархического уровня. В основе таких отношений лежит равноправие (все члены одной ступени иерархии равноправны между собой), поэтому субординация проявляется только в соблюдении общечеловеческих морально-этических норм. Нарушением субординации в данном случае будет ситуация, при которой равный под должности человек будет указывать другому, что и как ему делать.

По сути, содержание субординации — это следование установленным правилам взаимоотношений между лицами разных иерархических ступеней общества.

Субординация в армии

Принципы субординации в армии подлежат строгому регламентированию и прописаны в Уставе.

Субординация в армии
Субординация в армии

Самое основное – неукоснительное подчинение младших по званию старшим, необсуждаемое выполнение приказов. Соблюдение субординации в армии – основа ее боеспособности.


Субординация на работе

Как выглядит субординация на работе или, говоря другими словами, корпоративная субординация:

  • При возникновении проблем сотрудник должен обращаться к своему начальству, не пытаясь обратиться к более вышестоящим руководителям, например, директору или владельцу предприятия.
  • Не допускается ругань, разборки и оскорбления, переход на личности. Общение должно быть построено на деловой основе.
Нарушение горизонтальной субординации на работе
Нарушение горизонтальной субординации на работе
  • Обсуждение распоряжений начальства со своими подчинёнными недопустимо. Например, руководитель отдела не должен негативно высказываться о деятельности директора.
  • Не допускается бесцеремонное, непочтительное, фамильярное обращением с начальником, даже если он не против. Например, друзья должны вести себя на работе как коллеги, а не как друзья, особенно, если они находятся на разных ступенях иерархии. Это же касается и романтических отношений. В ряде компаний они считаются недопустимыми.
  • И так далее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here