В данном материале разберёмся, что такое дискредитация, говоря простыми словами, а также рассмотрим несколько примеров.
Дискредитация – что это такое?
Слово «дискредитация» произошло от французского глагола discréditer, что переводится как «подрывать доверие», «порочить».
Дискредитация – это умышленные действия, которые направлены на подрыв авторитета, имиджа и доверия к кому-либо, умаление его достоинства и авторитета. Говоря простыми словами, дискредитация – это действия, из-за которых определённому человеку или организации перестанут доверять люди, начнут относиться значительно хуже. Чаще всего дискредитация бывает намеренной (умышленной), но иногда – нет, например, хамоватые чиновники могут ненамеренно дискредитировать свою партию или власть в целом.
Основные синонимы – очернение, компрометация, опорочивание, охаивание, шельмование.
Дискредитация в политике подразумевает личные нападки на общественного деятеля, чтобы подорвать доверие людей к нему. За счёт дискредитации оппонента можно получить поддержку собственной позиции. Для дискредитации могут быть использованы: тактика обвинения, нагнетания отрицательного, тактика непрямых оскорблений, навешивания ярлыков, умаляющих сравнений, использование уничижающих метафор, иронии, сарказма и так далее.
Иногда в ход идут в ход идут и вымышленные прегрешения (клевета), и особая интерпретация его реальных поступков (манипуляция), показывающая его не с лучшей стороны.
Порой для дискредитации используются совсем глупые и бессмысленные обвинения и утверждения. Может показаться, что это глупая стратегия, но это не совсем так. Многие люди могут запросто поверить в них, и даже дать, основываясь на этих обвинениях, дискредитируемому человеку какую-нибудь обидную кличку, которая будет идти с ним рука об руку долгие годы.
Нередко используется дискредитация компетентности оппонента. Находится близкая тема, в которой он плохо разбирается, и за счёт этого (заостряется внимание на неудачных формулировках, допущенных им ошибках и неточностях) выстраивается мнение, что человек плохо разбирается в вопросе, и доверять ему по основной теме тоже не следует – аудитория настраивается и против этого человека, и против его позиции, так как он запросто может оказаться неверной, ведь человек в ней, похоже, не разбирается.
Дискредитация популярна не только в политике, но и в бизнесе. Дискредитацией конкурентов часто занимаются специалисты, работающие в PR-отделах компаний. Они могут разрабатывать стратегии использования существующих приёмов или придумывать новые подходы, которые будут эффективны в конкретном случае.
Дискредитация – любимый метод «борьбы» либеральных блогеров и СМИ.
Примеры дискредитации
Если политик имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию (гей), то в консервативном (скорее всего, ещё и гомофобном) обществе при обличении этого факта можно дискредитировать политика. Это вряд ли будет иметь отношение к политике, но захочет ли общество выбирать не такого, как все?
СМИ публикуют статью, в которой рассказывается, что у политика имеется огромный вклад в зарубежном банки и шикарная вилла. Чуть позже становится известно, что политик подал в суд за клевету и выиграл его. Но, несмотря на это, репутация политика уже испорчена – многие люди даже не узнают о том, что он выиграл суд, а кто и узнает, может подумать, что он просто «проплатил» дело, ведь у него много денег.
Одна компания подкупает известного блогера с целью рассказать о товаре её конкурента. И рассказать, как Вы понимаете, не лучшие его особенности. Врать тут не обязательно – достаточно сделать акцент на недостатках, а о преимуществах умолчать или занизить их значимость. Банальная манипуляция – хорошая дискредитация.