Что такое лоббирование

В данном материале разберёмся с тем, что значит термин «лоббировать», что такое лоббизм, каким он бывает, и считается ли он законным.

Лоббизм – это англицизм, происходит от английского слова lobbyism, которое, в свою очередь, происходит от lobby (перевод – холл, вестибюль, фойе, прихожая, коридор). Собственно, речь о кулуарах (это подсобные помещения, коридоры и боковые залы в здании парламента, учреждений, театров, концертных залов. Используются для отдыха участников заседаний и посетителей в перерывах, антрактах. Также в этих помещениях проходят неофициальные встречи и обмен мнениями).

Лоббизм – это вид деятельности, который подразумевает воздействие со стороны физических лиц и представителей государственных и негосударственных организаций на международные организации и объединения, органы государственной власти, или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определённых решений.

Лоббирование – это процесс продвижения интересов со стороны в органах власти.

Лоббировать значит продвигать интересы (свои или своих покровителей) в органах власти. Лоббировать – влиять, оказывать воздействие на решения законодательных и исполнительных органов власти в пользу заинтересованного круга лиц.

Представьте, например, что один богатый человек занимается нелегальными казино. Он имеет возможность продавить в государственной думе тем или иным образом (деньгами, знакомствами или своим криминальным естеством) закон о легализации казино в стране. Депутат же, предлагая законопроект о легализации казино, лоббирует интересы этого «очень богатого человека».

Что значит лоббировать?

Многие считают, что лоббизм – это форма коррупции или (в некоторых случаях) обычное кумовство. Дело в том, что при лоббизме частный интерес (интерес одного человека или небольшой группы лиц) часто реализуется в ущерб общественному интересу (интересу граждан государства).

Так, например, государство, спровоцировавшее военный конфликт, продвигает тем самым интересы крупных военных компаний, как это зачастую происходит в США. Крупные военные конфликты могут привести к мировому кризису, который затронет и это государство, пострадают его граждане. Но зато крупные военные компании, получающие гигантские заказы и деньги, будут в солидном плюсе.

Продвижение частных интересов за счёт инвестиций отличают от лоббизма. Если человек или организация готовы вложить деньги в полезное дело, то им может что-нибудь перепасть от государства. И это не считается лоббизмом. Но грань тут, нужно признать, довольно тонкая.

В некоторых странах лоббизм считается абсолютно законным, а в некоторых он запрещён законодательно и считается одним из видов коррупции. Но даже, если лоббизм легализован, то его методы могут быть незаконными.

Законные методы лоббизма:

  1. Подача петиций.
  2. Рассылка писем в органы власти.
  3. Проведение экспертизы законопроектов для госорганов.
  4. Проведение информационной кампании по обработке общественного мнения.
  5. Финансирование избирательной кампании политика или его благотворительных фондов (в некоторых странах этот метод не считается законным).

Незаконные методы лоббизма:

    1. Подкуп политиков.
    2. Финансирование политиков и их фондов, запрещённое законом.

Почему вообще существует такое понятие как лоббизм? Дело в том, что существуют влиятельные люди со своими интересами, а также существуют органы власти, которые нуждаются в экспертной информации, которую не могут получить самостоятельно. За счёт лоббизма происходит выгодный взаимообмен – действия властей в интересах влиятельных лиц в обмен на экспертную информацию или финансирование важных проектов. Тем не менее, зачастую получается так, что интересы рядовых граждан не учитываются.

Лоббизм встречается и судебной власти. Судьи могут получить заключения от «друзей», стороны могут быть замотивированы финансово в определённых делах, да и судьи в ряде случаев могут быть назначены «правильные».

Классификация стран по лоббизму:

      1. Страны с жёстко регламентированным законодательно лоббизмом. Лоббисты отчитываются о своей деятельности, но они легализованы. К таким странам относятся США, Канада.
      2. Страны с мягко регламентированным лоббизмом. Лоббисты есть, но их регистрация и, соответственно, отчётность не обязательны. К таким странам относятся некоторые страны Европы.
      3. Страны с нерегламентированным лоббизмом. Официально лоббистов нет (в большинстве стран единственным легальным способом пролоббировать что-нибудь является подача петиции в орган власти). Тем не менее, лоббисты есть везде, просто действуют они достаточно скрыто. К таким странам относится большинство стран мира.

Напоследок повторим базис:

      • Лоббизм – вид деятельности, в рамках которого важные люди мира сего продвигают через своих представителей свои интересы во власти.
      • Лоббировать значит продвигать свои или чьи-то интересы во власти.
      • Лоббист – человек или организация, которые продвигают интересы заказчика в политической сфере.

Лоббизм – это своеобразная дипломатическая форма коррупции, в которой не обязательно именно давать взятку, а можно договориться, обменяться (услугами) и т.п.

Представьте ситуацию. Крупная компания финансирует избирательную кампанию чиновника на важный пост. В итоге он его занимает. Как Вы думаете, ради последующих финансовых вливаний чиновник будет следовать интересам крупной кампании?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here