Что такое вариатор?

В данном материале разберёмся, что такое вариатор в машине, говоря простыми словами, каков принцип его работы, каковы преимущества и недостатки вариатора.

Вариатор — что это такое?

Вариатор, или бесступенчатая трансмиссия, – это тип автоматической трансмиссии, используемый в автомобильной и других отраслях для передачи крутящего момента от двигателя к колесам. Вариаторы предлагают ряд преимуществ по сравнению со стандартными механическими или автоматическими трансмиссиями. В этой статье мы рассмотрим принцип работы вариатора, его преимущества и недостатки.


Принцип работы вариатора

Вариатор основан на принципе передачи крутящего момента с помощью ремня или цепи, которые соединяют две конические шкивы. Один из шкивов связан с двигателем, а другой – с колесами автомобиля. В процессе работы конические поверхности шкивов могут смещаться, изменяя расстояние между ними, что позволяет изменять передаточное число без использования ступеней, как в традиционных трансмиссиях.

Вариатор Nissan Teana J32
Вариатор Nissan Teana J32

Преимущества вариатора

Использование вариатора предлагает ряд преимуществ по сравнению с другими типами трансмиссий:

  • Плавность и комфорт: Вариатор обеспечивает плавное и бесшумное изменение передаточных чисел без скачков, что делает движение более комфортным для водителя и пассажиров.
  • Эффективность: Благодаря возможности мгновенного изменения передаточных чисел, вариатор позволяет двигателю работать в оптимальном режиме, что может снизить расход топлива и уменьшить выбросы вредных веществ.
  • Простота конструкции: Вариатор имеет относительно простую и компактную конструкцию, что снижает стоимость производства и упрощает обслуживание.

Недостатки вариатора

Тем не менее, у вариатора есть и некоторые недостатки:

  • Ограниченный крутящий момент. Вариаторы обычно имеют ограничения на передаваемый крутящий момент, что может снижать их эффективность при использовании с мощными двигателями или в условиях высокой нагрузки, таких как внедорожное движение или перевозка тяжелых грузов.
  • Износ и надежность. Вариаторы могут быть менее надежными и подвержены износу, особенно при интенсивной эксплуатации, поскольку ремни или цепи могут со временем растягиваться или разрушаться.
  • Отсутствие «спортивного» ощущения. Некоторые водители могут считать, что вариатор не предлагает те же «спортивные» ощущения, что и традиционная механическая или автоматическая трансмиссия с фиксированными передачами.

Заключение

Вариатор – это тип автоматической трансмиссии, который предлагает плавное и комфортное изменение передаточных чисел, эффективность и простоту конструкции. Однако у вариатора есть недостатки, такие как ограниченный крутящий момент, износ и отсутствие «спортивного» ощущения. Выбор между вариатором и другими типами трансмиссий зависит от предпочтений водителя и требований к автомобилю. В целом, вариаторы подходят для тех, кто ищет комфортное и экономичное движение, но могут не удовлетворить требования тех, кто ищет более мощные и «спортивные» автомобили.

Если Вас интересуют отличия вариатора от автомата, то с ними Вы можете ознакомиться в отдельном материале «Чем отличается вариатор от автомата?«