Довольно часто, если рассматривать дорогой товар, то кажется, что создать его стоит сущие копейки, и закономерно возникает вопрос – «а почему он стоит так дорого?». В данной статье разберёмся, что такое «себестоимость»?

Что такое себестоимость?

Себестоимость – это средства, которые были затрачены на создание или на создание и продажу продукта, выраженные в денежном эквиваленте (конкретной сумме).

Прочитав данное определение, Вы могли задать вопрос – «так это средства, затраченные на создание или всё-таки на создание и продажу?». Ответ прост – и то, и другое. Дело в том, что себестоимость принято делить на «производственную» и «полную».

Производственная себестоимость – это средства, потраченные на производство продукта. Полная себестоимость – средства, потраченные на производство продукта и его продажу.

Чтобы всё стало ещё понятнее, рассмотрим несколько всё на примере. Возьмём достаточно популярное нынче лакомство – роллы, ведь ходит слух, что себестоимость роллов просто копеечная.

Пример

Простые «сяке маки» (роллы с лососем) состоят из небольшого куска лосося, нори и риса (с заправкой). И всего этого буквально по несколько грамм, так как в среднем порция «сяке маки» весит около 150 грамм. Казалось бы, какая может быть себестоимость у данного продукта? 20 рублей? 30 рублей? Некоторые люди утверждают, что за стоимость порции роллов в ресторане или доставке они могут приготовить 5-10 порций! И вполне вероятно, что это так. Но есть один важные нюанс – себестоимость состоит не только из затрат на ингредиенты.

Что нужно учесть? Во-первых, роллы не готовятся сами. Для этого нужны повара (сушисты), которым платится заработная плата. Обычно, чем лучше повар, а, соответственно, и итоговый продукт, тем больше денег ему нужно платить. Поваров нужно несколько, так как доставка или ресторан должны работать каждый день, а поварам нужны выходные дни. Во-вторых, для производства роллов нужна кухонная утварь – рисоварка, ножи, макису и т.п. Её нужно периодически обновлять. В-третьих, необходимо помещение для создания роллов, то есть кухня. За аренду помещения необходимо платить арендную плату, сюда же можно отнести коммунальные услуги (вода, свет, электричество и т.п.). В-четвертых, есть обслуживающий персонал, которому также нужно платить заработную плату – уборщики, курьеры (если речь идёт о доставке), официанты (если речь идёт о ресторане). В-пятых, для роллов необходим сопутствующий товар – васаби, имбирь, соевый соус, палочки. В ресторанах необходимо также платить посудомойке, в доставках – за упаковку. Сейчас мы разобрались только с производственной себестоимостью роллов…

Но кто же их будет покупать, если никто не знает о нашем ресторане или нашей доставке? Во-первых, необходим интернет-сайт, который нужно не только заказать, но и наполнить качественным контентом, включая профессиональные фотографии (потребуется нанять фотографа), а также продвигать в поисковых системах. Во-вторых, нужно заказать дизайн и печать буклетов. В-третьих, необходимо закупать рекламу – как контекстную (через популярные сервисы Яндекс.Директ и Google Ads), так и прямую (у крупных сайтов и блогеров схожей тематики). Всё это вместе с производственной себестоимостью называется полной себестоимостью.

Итоги

В любом бизнесе есть множество своих нюансов, да и для роллов описано далеко не всё. Но я надеюсь, что Вам стало понятно, что такое себестоимость – производственная и полная. И если в следующий раз Вы решите её посчитать, то учитывайте не только ингредиенты или комплектующие, но ещё и множество других затрат, не забывая и о том, что в бизнесе нужна ещё и прибыль.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here