Что такое кликбейт?

В данном материале разберёмся, что такое кликбейт, говоря простыми словами, а также рассмотрим типы и признаки кликбейта.

Что такое кликбейт?

Кликбейт – это англицизм, то есть слово, пришедшее в русский язык из английского. Слово «clickbait» состоит из двух других слов – «click» (клик – щелчок) и «bait» (бэйт – приманка).


Кликбейт – это провокационные и манипулятивные методы, основывающиеся на привлечении внимания любыми способами с целью заставить пользователя перейти к просмотру контента. Чаще всего кликбейт представляет собой кричащие заголовки и сенсационные превью (картинка, которая располагается рядом с заголовком).

Давайте рассмотрим несколько примеров, попавшихся в ленте браузера Google Chrome на смартфоне:

Это самый натуральный кликбейт, который заманивает пользователя на сайт. Как правило, итоговая цель одна – получение прибыли. Схема проста – кликбейтные заголовки демонстрируются в рекомендациях в различных сервисах и подборках; пользователь, просматривая ленту, интересуется «кричащим» заголовком и соответствующим изображением; пользователь переходит по ссылке к материалу. И тут всё предельно просто – практически весь контент в Интернете монетизируется тем или иным способом. Чем больше просмотров, тем больше денег получит автор контента. Говоря простыми словами, кликбейт нужен для того, чтобы привлечь как можно больше пользователей и заработать на этом, например, на показе рекламы.


Авторы кликбейтных заголовков стараются заманить пользователей на свой материал, который, как правило, совершенно не оправдывает ожиданий. По сути, в заголовке и картинке-превью разыгрывается некая сенсация, а сам контент (новость, статья, видео и т.п.) является рядовым, скучным или «высосанным из пальца».

Типы кликбейта

Дерек Мюллер (австралийско-канадский научный коммуникатор, режиссер, телеведущий и изобретатель, наиболее известный своим YouTube-каналом Veritasium) выделяет три типа кликбейта:

  1. Кликбейт первого типа. По сути, представляет из себя манящий заголовок – он не шокирует. Важная особенность такого кликбейта – заголовок не обманывает пользователя. По сути, это грамотно составленный заголовок, способный привлечь внимание.
  2. Кликбейт второго типа. Заголовок буквально орёт «ты такого ещё не видел – заходи, не пожалеешь». Но сам контент зачастую не совпадает с «кричащим заголовком» и представляет собой мусорный контент. Обычно под словом «кликбейт» подразумевают именно это. Далее мы рассмотрим как раз такой пример.
  3. Мёртвая зона или Антикликбейт. Это заголовок, который отталкивает пользователя от перехода к контенту. Он настолько скучный, не содержащий интриги или раскрывающий всё содержимое в одном предложении. После ознакомление с таким заголовком или превью пользователь вряд ли перейдёт к просмотру контента.

Рассмотрим заголовки разных типов на примере одного события:

  1. «Австралия победила Данию». Событие немного неожиданное, хочется узнать счёт.
  2. «Эксперты в шоке! Спорим, не угадаешь счёт матча Австралия – Дания?». Что же там произошло? Скорее бежим читать.
  3. «Австралия – Дания: 1-0, гол забил Мэтью Леки». Собственно, мы получили всю самую важную информацию, новость можно не читать.

Признаки кликбейта

Характерные признаки, по которым можно определить кликбейт:

  • Обилие ярких эпитетов.
  • Заголовок интригует читателя, но не раскрывает суть.
  • Преувеличение значимости контента в его заголовке.
  • Повелительное наклонение / «тыкание» читателю.
  • Использование словосочетаний, который провоцируют читателя, например, «ты ни за что не поверить», «лишь 1 из 1000 человек может», «98% людей на Земле не угадает» и т.д.
  • Противоречие в заголовке, призванное вызвать у читателя недоумение.
  • Использование без необходимости многоточий, которые укрывают важную деталь в заголовке и вызывают у читателя интерес – а что же там всё-таки имеется ввиду.
  • Использование привлекающих или шокирующих фотографий на превью к статье и видео.
  • Ложная информация, например, о смертях известных медийных личностей.
  • Финансовые обещания, например, «выплаты по 10000 всем россиянам», а также обещания лёгкого заработка, невероятных скидок и так далее.
  • Обещание выдать секрет, который позволит извлечь выгоду.
  • И так далее.

Пример вопиющего кликбейта

«Дни.ру» выпустили материал с шокирующим заголовком «Берет в рот и раздвигает ноги: сколько стоит ночь с Волочковой?» Как Вы можете заметить, из известной в прошлом балерины просто сделали проститутку. Тем не менее, давайте разберёмся с материалом, может так оно и есть…

Анастасия Волочкова готова пойти на все, лишь бы заработать на содержание своего огромного особняка. Даже на ночь с толпой незнакомцев. Многообещающее начало, которое призвано удержать читателя, мол, мы не наврали вам, так всё и есть.

Но далее мы узнаём, что речь о новогоднем корпоративе. Всего за 142 тысячи рублей каждый, кто хочет стать ближе к экс-приме Мариинского и Большого театров, сможет вживую лицезреть то, как она раздвигает ноги для шпагата. Ах, так вот как она раздвигает ноги за деньги, ясно. Но что на счёт того, что Волочкова «возьмёт в рот»?

Надеемся, что Анастасия не забудет поговорку «делу – время, а потехе – час» и отвлечется от работы. Было бы приятно увидеть, что Анастасия Волочкова расположилась за столиком и берет в рот бутербродик с сахалинской икоркой. А вот так Волочкова будет «брать в рот» за деньги – сделает она это с бутербродиком. Вот так вот, за счёт каких-то догадок и домыслов высасывается сенсационный заголовок.

Издания, использующие кликбейт второго типа в промышленных масштабах обычно называют «желтушными».

Стоит также отметить, что в ряде систем, где пользователи могут делать публикации, например, в Дзене или на Ютубе, кликбейт запрещён правилами. Тем не менее, он там есть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here