2 вертолёта и 2 самолёта сбиты в Брянской области

13 мая 2023 года днём начали поступать сообщения о сбитых летательных аппаратах ВКС России. Сначала появились видео с вертолётами, затем — с самолётом, потом появилась информация ещё по одному самолёту. Что известно на текущий момент? Сбиты два Ми-8, один Су-35 и один Су-34.

Предварительное число погибших — 9 человек. По 3 члена экипажа в каждом Ми-8, два пилота Су-34 и пилот Су-35.

Карта поражения летательных аппаратов ВКС России 13 мая 2023 года
Карта поражения летательных аппаратов ВКС России 13 мая 2023 года

Сообщается, что до начала полномасштабных боевых действий на территории Украины подобные единоразовые потери наша авиация не видела более полувека. Предположительно, ещё со времен Войны на истощение между Египтом и Израилем, в которой принимал участие и СССР. Тогда 30 июля 1971 года в воздушном бою с ВВС Израиля за 6 минут было потеряно сразу 4 советских истребителя МиГ-21 из 135-го истребительного авиаполка. В тот момент советские летчики оказались в грамотно поставленной засаде крайне сильным противником. После начала боевых действий на Украине подобные потери были в марте 2022 года.


Версия произошедшего от «Рыбаря»:

На территории Брянской области сегодня ВКС России лишились четырёх летательных аппаратов: двух вертолетов-постановщиков помех Ми-8 МТПР, истребителя-бомбардировщика Су-34 и многоцелового истребителя Су-35. Авиационная группа должна была выполнить задачу по уничтожению объектов противника в Черниговской области, но попала в засаду.

Существует три основных версии произошедшего:

  1. Использование ракет воздушного базирования средней дальности AIM-120, о вероятности поставок которых сообщали ещё в марте. Если авиационная группа была действительно уничтожена вражеской авиацией, то взлет, скорее всего, был произведен с аэродрома в Миргороде в Полтавской области. Там как раз расквартирована истребительная эскадрилья. В пользу версии о возможном ударе истребительной авиации ВВС Украины по российской авиационной группе говорит тот факт, что польские МиГи, переданные ВСУ, прошли модернизацию. На них ранние модификации ракет средней дальности «воздух-воздух» AIM-120A/B/C (могут нести ракеты с дальностью до 70 км).
  2. Вторая версия — переброска к госгранице со стороны Украины ЗРК (например, «Бука»), который отработал по нашей технике и снялся с позиции. Маршруты и коридоры пролёта российской авиации общеизвестны: к нашему трагическому сожалению, это общая проблема командования авиационных соединений.
  3. Третья версия — заброска диверсионно-разведывательных групп противника с мобильными ПЗРК вглубь Брянской области. Но учитывая кадры горизонтального прилёта в Ми-8, версия с ПЗРК — самая менее правдоподобная.

В Минобороны России инцидент никак не прокомментировали.


Комментарии по ситуации от Телеграм-каналов

Телеграм-канал «Военный осведомитель» пишет:

«По предварительной информации, потерянными вертолетами в небе Брянской области являлись вертолеты радиоэлектронной борьбы Ми-8МТПР-1 с установленными на борту станциями активных помех «Рычаг-АВ».

Комплексы «Рычаг-АВ» созданы для постановки помех станциям наведения ЗРК и авиации противника, мешая применять зенитные и авиационные ракеты на расстоянии более сотни километров. Однако, сегодня Ми-8МТПР-1 оказались слишком близко к границе.

Скорее всего, вертолеты РЭБ занимались обеспечением удара бомбардировщика Су-34 бомбами с УМПК по очередной цели в Черниговской области, а истребитель Су-35 прикрывал.»

Телеграм-канал «Helicopterpilot» пишет:

«Ставить «топоры» (Ми-8 МТПР) в зону от ЛБС на удалении 50км (+\- т.к. в Брянской области она чуть ли не по границе проходит) — просто армейский идиотизм! Других слов у меня нет. Или принимающий такое решение, на 15ом месяце СВО, думал, что там папуасы с палками? Нет! Не папуасы! А уж про то, что хохлы и так знают чуть ли не поименно командиров экипажей «топоров» (я молчу про зоны в которые они летают и время работы) их кол-во и место дислокаций, то нужно было быть вообще полностью оторванным от реальности чтобы отправлять туда МТПРы.

Про то, что у хохлов есть такая информация это не «может быть есть», она «есть» и это факт. И об этом знаю как я так и наверху! Почему «ставящий» задачу об этом не знал, промолчу. Или знал? Но: «летают там, все нормально и ща все нормально будет. Че там всу миг-29 получили? Патриот? Да фигня это всё» – или так было?

МТПРы, которые себя никак защитить не могут и минимальная высота работы у которых далеко не 30м и даже не 100, должны выставляться в зоны постановки минимум в 100-150км от ЛБС! Это минимум! Это, сука, прописные истины!

Парням вечного полёта! Не забудем! Ни вас, ни «наших» д&#%ев…»


Телеграм-канал «Неофициальный Безсонов Z» пишет:

«Разом сбиты 4 воздушных судна. Все в одном районе. Все они оказались там скорее всего не случайно и похоже, что выполняли задачу в составе группы. Скорее всего, противник действовал своими силами ПВО из засады, которые заранее перебросил в приграничную зону, с которой дистанция позволяла поразить нашу авиационную группу. Значит противник, скорее всего, знал маршрут и время вылета нашей авиационной группы. В данном конкретном случае, как и в некоторых предыдущих, должны разбираться офицеры военной контрразведки. Я верю, что у них получится. Если допустить, что факт утечки имеет место быть, то он строится примерно так — КП армии, КП дивизии, КП полка исполнителя.

Давно стоило обратить внимание на ранее публиковавшиеся факты странного поведения авиационного командования. К примеру, когда пилоты снимались с боевых вылетов ради изучения песни. Или, когда пилотам приказали летать на высоте не ниже 200 метров, что в условиях активной работы ПВО противника, мягко говоря, опасно. А тех боевых лётчиков, которые нарушали приказ, дабы не стать добычей вражеской ПВО и выполняли полёты на пониженных высотах, мудрое командование пыталось отправить в пехоту. Эти факты ни для кого не секрет и есть в открытых источниках информации.

Нужно перестраивать систему в первую очередь в своих головах и отказываться от формулы: «Я — начальник, ты — дурак». Пока это самодурство и очковтирательство будет продолжаться, победа будет дальше горизонта. Или это не самодурство и маразм, а намеренный саботаж? С этим должны разбираться компетентные органы. Друзья, я неоднократно писал, что мы все в одной лодке и спасёт нас только победа. Кто не желает побеждать в этой войне – враг.»

Телеграм-канал «Повёрнутые на Z войне» пишут:

«Наша авиационная группа попала в засаду. Парням вечного полета, ответственным за границу — черенок в очко. И да, пускали ракеты они с Черниговской области, подойдя практически в плотную к госгранице.»

Телеграм-канал «Open Ukraine| Открытая Украина» пишет:

«Переможки немножко. Как-то незаметно прошла новость распространенная МО РФ, если им верить, то наши тоже сбили наносивший ракетный удар по Луганску бандеровский самолет Су-24 и прикрывавший его истребитель Миг-29, а также в районе города Купянск Харьковской области сбит вертолет Ми-8 воздушных сил Украины. Вроде как почти поровну.»

Украинские политические Телеграм-каналы пишут:

«Скорее всего, все воздушные цели сбитые сегодня, не были сбиты из ПЗРК, а были сбиты ракетами воздух-воздух западного образца, с дальностью полета от 100км +, которые теперь несут переданные польские «Миги». Их кстати специально в Польше заранее переделали под «ношение»/ использования этих ракет.

Мы ранее писали, что Зеленский просил F-16 и эти ракеты против российских птичек. Чтобы начать наступление, так как авиация РФ мощно била ФАБами по линии боевого соприкосновения и это ставило крест на любой попытке широкого наступления. Самолеты, партнеры дали не те, но и они подошли, а вот ракеты дали как раз с хорошей дальностью полёта.

Запад снова повысил ставки в украинском кризисе.»


Большой материал от Телеграм-канала «Военная Хроника»:

Хронология событий

Утром 13 мая начали поступать сообщения о двух упавших в Брянской области военных вертолётах Ми-8. Через некоторое время появились сообщения, что крушение потерпел и фронтовой бомбардировщик Су-34. Сообщается, что машины упали в районе деревень Истровка и Волкустичи, в 20 километрах от границы с Черниговской областью Украины. По предварительной информации, экипажи двух вертолетов Ми-8, а также лётчики Су-34 погибли. Информация про уничтожение истребителя Су-35, якобы сопровождавшего бомбардировщик, в данный момент не подтверждена.

Почему машины оказались там?

По одной из версий, Ми-8 в спецверсии МТПР (борт для подавления комплексов ПВО) прикрывали фронтовой бомбардировщик Су-34 прибывший на границу с Черниговской областью для сброса планирующих бомб ФАБ-500 с модулями планирования и коррекции. С этого направления российская авиация активно работала по военным и логистическим объектам ВСУ последние два месяца. Предположительно, после сброса бомб машины легли на обратный курс, после чего, предположительно, и были атакованы ракетами неизвестного типа.

Кто атаковал вертолеты и самолет ВКС?

После поражения вертолётов Ми-8 и бомбардировщика Су-34 украинские каналы начали распространять версию, что машины были сбиты в воздухе зенитным ракетным комплексом MIM-104 Patriot. Подтвердить или опровергнуть эту информацию в данный момент невозможно. Американские «Пэтриоты» — это стационарная система ПВО с заранее известными российским ВКС параметрами работы. Её включение возле границы, вероятно, вызвало бы незамедлительную реакцию и привело бы к нанесению ракетного удара. Однако есть нюанс. Время развертывания комплекса из походного состояния в боевое составляет порядка 30 минут, что в теории позволяет доставить ЗРК к границам Черниговской области, применить ракеты и затем убрать комплекс с позиций.

Также известно, что после атаки на территории Клинцовского района Брянской области был введен план-перехват. Обычно такое происходит, когда есть подозрение, что на территорию зашла диверсионная группа. Версия с проникновением ДРГ на территорию Брянской области в данный момент проверяется, как и версия о том, что все три борта могли быть сбиты диверсантами с земли из ПЗРК.

По другой версии, бомбардировочную группу из Су-34 и двух вертолётов Ми-8МТПР-1 радиоэлектронного прикрытия с комплексами «Рычаг-АВ» могли атаковать на выходе из зоны сброса бомб самолёты ВВС Украины, вооруженные американскими ракетами AIM-120.

Какая дальность у таких ракет?

AIM-120 AMRAAM имеет несколько версий. В модификациях AIM-120A/B/C дальность поражения целей составляет до 50 километров. Версия AIM-120C-5/6/7 позволяет поражать цели на вдвое большей дальности — 105 километров. Самой дальнобойной считается версия AIM-120D — дальность поражения этой ракетой примерно 150-160 километров.

Как известно, ракеты подобного типа оснащаются активными радиолокационными головками самонаведения, которые сразу после пуска могут работать в режиме наведения на помехи (HOJ), излучаемые комплексами РЭБ боевых самолётов и вертолётов. Этими комплексами могли стать включенные станции «Рычаг-АВ» и «Хибины», установленные на Су-34 и Ми-8. Более того, эти головки самонаведения имеют высокую помехозащищённость, позволяющую отделять отражённый сигнал от помех при подлёте к целям.

Какие выводы можно сделать?

Вероятнее всего, район боевого применения планирующих бомб с модулями планирования и коррекции долгое время был под наблюдением ВСУ и зарубежных специалистов, которые помогают украинским войскам планировать боевые действия. Вне зависимости от того, какая из версий в итоге подтвердится, необходимо делать дополнительные выводы относительно безопасности фронтовых бомбардировщиков, поскольку в случае потери большого количества Су-34 для применения бомб с УМПК придется использовать менее технологичные самолеты, а тактику нанесения таких ударов придется серьёзно пересматривать.

15 мая 2023 года. Лукашенко подтвердил сбитие в Брянской области четырех российских бортов. Наши уважаемые ведомства до сих пор ситуацию не прокомментировали. Видимо, утверждают очень сложный пресс-релиз. А почему он сложный — тоже остаётся только предполагать. Информационное поле пустым оставлять нельзя. Его занимает противник.